20 апреля 2022

О культурном наследии и забытых традициях Карла Фаберже

В преддверии Пасхи, в уникальном московском особняке, состоялась встреча, посвященная «Забытым традициям Карла Фаберже»
20 апреля, в преддверии Пасхи, в уникальном московском особняке, состоялась очередная встреча в Гостиной СЖС, посвященная «Забытым традициям Карла Фаберже». Ее организаторами стали Союз женских сил и «Женское патриотическое общество». Во встрече также приняли участие члены Ассоциации экспортеров и импортеров, и гости «Союза Женских Сил».

В рамках деловой части мероприятия было подписано Соглашение о сотрудничестве между Союзом женских сил и Ассоциацией экспортеров и импортеров.
Соглашение подписали Председатель Правления и генеральный директор НКО «Союз Женских Сил по поддержке гражданских инициатив и проектов» Инга Легасова и вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Павел Долгов.

Началось мероприятие с экскурсии по особняку, великолепному образцу деревянного модерна, который был построен для богатого предпринимателя Василия Носова по проекту архитектора Льва Кекушева. Ныне в нем находится Молодежный историко-культурный центр «Особняк Носова» и филиал Российской государственной библиотеки для молодежи.
Об истории особняка рассказала директор центра Любовь Марихбейн.
"Двухэтажный особняк богатого купца, владельца суконной фабрики, Василия Носова был построен в 1903 году архитектором Львом Кекушевым и стал одной из жемчужин творчества зодчего. Выполнено здание в стиле модерн и имеет множество тайн и загадок. Например, окна, из которых можно смотреть на улицу, находясь внутри дома, не видны снаружи. Такая оптическая иллюзия создаётся за счёт деревянных перекрытий.
В особняке сохранился кабинет хозяина, комнаты его дочери – Августы – камины, мебель и деревянный декор внутреннего убранства дома.
Несмотря на то, что после революции хозяевам пришлось покинуть дом и страну, а в здании в разные времена размещались разные организации, дом сохранился на 70-80 процентов в первозданном виде, что довольно удивительно, если учесть, что каменным в нем является только первый этаж, все остальное в доме сделано из дуба, что было модно в начале ХХ века".
Далее о выдающемся российском ювелире Карле Фаберже и ювелирных традициях его фирмы рассказала председатель Фонда Патриарха Гермогена и Женского патриотического общества, Президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства
Галина Ананьина:

«Когда мы говорим, что высокое ювелирное искусство прославило Россию, то, наверное, первое, кого мы вспоминаем – это великий Карл Фаберже», - сказала Галина Ананьина. 30 мая, кстати, исполнится 176 лет со дня его рождения.
Изюминкой ювелирных мануфактур Карла Фаберже стали изящные яйца, выполненные из эмали с инкрустацией в виде драгоценных камней и металлов, ставшие символом российского ювелирного дела и получившие его имя. Первое пасхальное яйцо Карлу Фаберже заказал Александр Третий. Существует версия, что Александр Третий последовал датской традиции дарения яиц, внутри которых содержался подарок в виде маленькой короны и кольца.
Карл Фаберже сумел в своих ювелирных произведениях развить эту традицию, сделав подарки более ценными и памятными. Вместо воска и красок он использовал драгоценные камни и эмаль. Самые искусные произведения дарились царствующим особам, но также изделия Фаберже были доступны и другим слоям общества.

Талантливый предприниматель поощрял деятельность своих мастеров настолько, что их фамилии гравировали на изделии наряду с его. Мало кто знает, что существовали не только крупные яйца Фаберже, но и маленькие яички, которые можно было надеть в качестве броши или подвески к ожерелью или браслету. Причиной подарить маленькое яичко была не только Пасха, такой подарок можно было преподнести на именины, Рождество или другой праздник. Или просто так, любимой девушке вместе с букетом цветов.

С первого года жизни они ежегодно дарились маленьким девочкам, и впоследствии демонстрировались на балах, и было понятно, сколько лет юной особе. Маленькие девочки носили свои ожерелья как браслеты. Мужчинам тоже дарились такие подвески. В основном, они были предназначены для ношения в качестве броши и были, традиционного для Пасхи, красного цвета.
Как в прошлом, так и сейчас, время диктует свои запросы в сферах искусства. Галина Ананьина рассказала, что во время Первой мировой войны сестер милосердия, помогавшим раненым, награждали маленькими подвесками-яичками с изображением красного креста. Женское патриотическое общество решило возродить эту традицию и отметить труд медицинских сестер, помогающим раненным российским военным в спецоперации, такой наградой.

В завершении мероприятия прошла лотерея, лотом в которой был платок с изображением яиц Фаберже от Модного дома Нины Ручкиной – «Русские в моде». Его победителю вручила лично дизайнер Нина Ручкина.

По материалам Союза женских сил.
Галина Ананьина
Президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, Председатель правления Женского патриотического общества,
кандидат исторических наук, общественный деятель
Получать информацию
Подпишитесь на мою рассылку, если Вы хотите участвовать в мероприятиях и помогать в благих делах